Электроника

Маршрут экскурсии по историческим местам с. Стрелец

    Маршрут экскурсии по историческим местам с. Стрелец.   Вводная часть экскурсии: ознакомление с  историей возникновения с. Стрелец     1.   Храм Архангела Михаила.   2.   Братская могила.   3.   Историко – краеведческий музей.   4.   Мемориал Славы.   5.   Прощёный колодец.                                                     Как за дальним  то за городом, ходом 30 вёрст. Во Орловской во губернии, По теченью быстрому реки Сосны, Да у поля то у Дикого, средь густых дубрав, Где дорога проходила в славный град Елец Широко раскинулось село Стрелец.          Первое летописное упоминание о селе , по архивным данным, относится к 1628 г. г. «Из писцовых книг по Елецкому уезду, что было за Алхимовым на Стрельце колодезе, в Засосенском стане, под Свишенским лесом. Дикого поля 30 четвертей».          За речкой Свишенкой, на возвышении, напротив крайних домов Нижнего Стрельца стояла сигнальная вышка Вежа. От неё такие же расходились под углом: одна , за Выгоном, - от южной стороны; другая в  Стрелецкой вышке, а  отсюда по цепочке до самого Ельца в определённых местах дежурили поселенцы. При приближении вражеских орд они сигналили друг другу: ночью – ярким огнём, днём – дымным костром.       Близость села к одной из татарских дорог «Кальмиукская сакма», что шла по водоразделу реки Олым с юга, предопределило постоянную угрозу со стороны завоевателей, идущих на Елец и Москву. Первые поселенцы  охраняли юго – западные границы Руси на рубежах Дикого поля, о чём явствует роспись Елецким сторожам от 1 апреля 1626 г…. «5-я сторожка на Оскольской дороге под Богатым лесом от города 30 вёрст, сторожей, детей боярских – 2 человека, а проезд через Оскольскую дорогу».            Сначала было два Стрельца: деревня Нижний Стрелец при колодцах и село Стрелец при речке Стрелец, которые впоследствии объединили оба села в одно, к которому относились деревня Приютово, д. Нестерово, село Павловка – родовое имение братьев Жемчужниковы, д. Богатые Плоты, хутор Мясоедов, Стрелецкие выселки и другие. Существует несколько версий происхождения названия села.              Первая версия: за селом находился мощный, «стреляющий источник». Возможно, название связано с первым летописным упоминанием: «На Стрельце колодезе Дикого поля..»         Вторая версия: по окраине села, с Запада на Восток, шла так называемая, Муромская дорога, в народе её ещё называли «Сибирской», по которой гнали арестантов на каторгу. С юга, примерно в 5 км от села нашим через Товарный лес шёл знаменитый Старо – Оскольский тракт. В Товарном лесу, по преданию, разбойники , в том числе и выходцы из села грабили купеческие обозы. На жалобы торговых и иных людей прислали стрельцов с указанием: «…изловить, побить, имущество забрать и остаться на поселении».         2       Храм Архангела Михаила.          Самым древним историческим памятником считается Храм Архангела Михаила. Мы верим в дружбу, честность, доброту, Любовь родителей, которая порой бывает строгой. Но самая великая из вер – божественная вера: вера в Бога Что начинается с церковного порога.               На территории села находились три церкви: две – деревянные рубленые и последняя – каменная, построенная на средства прихожан.  Она была  освещена  в 1836 г. в честь святителя Архангела Михаила. С тех пор 21 ноября в селе отмечается как престольный праздник – Михайлов день.       На колокольне было установлено восемь колоколов . На одном выбили имя Ивана Родионовича Крюкова, видимо, в знак его больших заслуг перед церковью. Большой колокол имел сильное звучание и был слышен за 30 км в г. Ельце.                В середине XIX века Священный Синод Рус­ской Православной Церкви выпустил указ, чтобы в каждой местности в дни непогоды - вьюг, метелей и туманов, звонили в колокол,  звон которого на­правлял бы заблудившегося путника по верному пути.          «  Храм в с. Стрелец каменный, с такою же колокольнею. Храм во имя Св. Архистратига Михаила. При главном храме  два придельных алтаря: с южной стороны – во имя Святителя и  Чудотворца Николая, с северной – во имя Святой Троицы. Последний построен в 1870 г., а первый в 1877, тот и другой на средства прихожан».       Особое место занимает история священнослужителей Васильевых. С  марта 2012 года Липецкая газета проводит акцию «Стрелецкие Васильевы», где рассказывает обо всех представителях этого выдающегося рода, которых только удалось отыскать. Представьте сколько их, если только у первого стрелецкого священника Василия было 8 детей, а у его сына Иосифа 12! Их потомки живут во  многих странах мира.      Особого внимания заслуживает судьба сына стрелецкого священника протоиерея Иосифа Васильева. Будучи настоятелем посольской церкви в Париже 1846 – 1867 годы, он являлся не только выдающимся церковным деятелем,  но и был первым, кто показал, кем может и должен быть русский православный пастырь, как высоко он может стоять в мнении общества не только русского, но и иноземного, иноверного.                Иосиф окончил Орловскую духовную семинарию, потом за казённый счёт был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию.                   В 1846 году его назначили вторым священником посольского Петропавловского храма в Париже, через три года утвердили настоятелем. Он создал при храме школу для русских детей, церковную библиотеку, постоянно оказывал помощь нуждающимся. Будучи единственным русским официальным лицом, оставшимся в Париже во время Крымской войны, помогал нашим военнопленным, интернированным во Францию. Добился для них льгот во время личной встречи с императором Наполеоном III.                В 1857 году Васильев поднял вопрос о возведении нового православного храма Александра Невского в Париже. Этот храм стал знаменитым духовным центром русских церквей в Западной Европе. В нём молились император Александр II и императрица Мария Александровна, Иван Алексеевич Бунин венчался с Верой Николаевной Муромцевой. Здесь отпевали Ивана Сергеевича Тургенева, Алексея Николаевича Плещеева, Фёдора Ивановича Шаляпина, Василия Васильевича Кандинского, Ивана Сергеевича Шмелёва, Андрея Арсеньевича Тарковского – собор был и остаётся духовным центром всей русской эмиграции.              Храм заложили в 1859-м., но денег для его завершения, как водится, не хватало. Вот как пишет об этом в своей новелле « Как в поле трава» В. Пикуль: « И тогда отец Осип, уже потеряв всякую веру в помощь синодальных властей, обозлился на всех и махнул прямо к открытию Нижегородской ярмарки. Посмотрел он там, как широко гуляют купцы первой и прочих гильдий, как швыряют они сотенные бумажки к ногам плясуний да цыганок, и начал стыдить толстосумов, убеждая их жертвовать на построение парижского храма. Своими проповедями он мешал купцам веселиться, даже надоел им! Послали они своего малого за мешком, который почище, и в один мах нашвыряли для отца Осипа полный мешок денег – новенькими ассигнациями, только бы он отвязался от них со своими поучениями о нравственности! Пересчитал деньги Васильев и подивился: «Мать честная! Двести тыщ и, кажись, даже более».       А вот как об этом сообщают исторические источники: в 1857 г. отец Иосиф приехал в Санкт – Петербург, где был принят императором, пожертвовавшим на построение храма 50 000 рублей, от Святейшего Синода было также получено 50 000 рублей. Такую же сумму пожертвовали собравшиеся в это время в столице винные откупщики. Значительные суммы Собрали знатные люди Петербурга и Москвы. Весь сбор в это период составил 200 тысяч рублей.   Но, как бы там ни было, храм построили и заслуга в этом сына простого стрелецкого священника, выходца из русского народа И.Васильева.         Михайло-Архангельский храм запечатлел все страницы в книге времён и судеб Стрельца: волну массовых репрессий 30- х г.г. (первыми им подверглись священники Николай Ростовцев и Фёдор Богатиков – уроженец с. Казаки Елецкого района), период коллективизации,  грозные годы Великой Отечественной войны, оставившие незаживающие раны на  его стенах.             В эпоху развитого социализма, храм был превращён в складское помещение для хранения удобрений и ядов. Он потерял колокола, отдал на разорение кресты, окна, церковную утварь и святые образа. С тех пор, вот уже 80 лет, храм Архангела Михаила молчит. Много раз жители нашего села пытались его восстановить. Но, по заключению СЭС, стены храма настолько пропитались ядохимикатами, что проводить в нём богослужения невозможно. Это слишком опасно для здоровья. «Взывая к нам из глубины веков. Глазницами пустыми в душу глядя, Расстрелянная церковь вновь и вновь Всё бередит и бередит нам память.   3.     Братская могила.        В конце ноября 1941 г. село было оккупировано немцами, главная огневая точка фашистов располагалась на церковной колокольне. Через 10 дней ценой больших потерь село было освобождено. В  его освобождении   участвовали бойцы 4 Воронежского добровольческого полка первой гвардейской дивизии генерал – лейтенанта Ивана Руссиянова. А с церкви, словно раскалённый дождь, Всё лил и лил огонь из пулемёта, Казалось, словно обезумел он. Косил солдат по взводам и по ротам. Не разбирал он: молод кто иль стар, Своим свинцом уравнивая всех. И вот, руками грудь свою зажав, Упал солдат, лицом уткнувшись в снег Освободили, жизни положив, Отдали долг своей стране советской. 126 безусых и седых нашли приют В сырой земле Стрелецкой .             Стрелец – одно их немногих сёл, где погибших солдат не наспех присыпали землёй, а сразу похоронили в братской могиле.                    Был торжественный митинг… Звучала музыка, раздавались залпы прощального салюта. 126 бойцов похоронили на возвышенном месте, там, откуда они шли в атаку, последнюю в их жизни.           Первый памятник на Братской могиле был установлен в 1946 г.  В течение времени Братская могила несколько раз меняла свой вид: в 1960,  1985 г.г.  Каждый год. в День Победы, стрельчане с цветами в руках идут на это священное место, чтобы почтить память героев, отдавших свои жизни за освобождение нашей Родины.   4.     Историко – краеведческий музей.          Жители села свято берегут память о предках, чтят историю края. Свидетельство тому: историко – краеведческий музей, созданный  Белолипецких В.Н. в 1980 г. Первоначально он ютился в неприспособленном помещении, впоследствии в 1995 г. обрёл отдельное здание на месте усадьбы, которая принадлежала семье священников Васильевых, служивших в Стрелецкой церкви.        В залах музея созданы экспозиции, посвящённые деревенскому быту, периоду Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и , конечно, именитым землякам. Среди них – священник Васильев, построивший в в1836 г. в Стрельце церковь Архангела Михаила, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник НИИ Микрохирургии глаза им. С. Фёдорова Кишкина (в девичестве Крюкова) В.Я, Народный артист Украины В.Н. Ермолов и многие другие, прославившие в разные годы своё село.         Отдельная экспозиция посвящена писателям, создателям незабываемого образа Козьмы Пруткова – братьям Жемчужниковым, чьё имение располагалось рядом со Стрельцом.      В музее наглядно представлены периоды коллективизации, индустриализации. Материалы, размещённые на стендах, рассказывает о тружениках, прославивших край .   5.     Мемориал Славы.            В 2010 г., в центре села на средства жителей был установлен мемориал в честь тех, кто погиб на фронтах Великой Отечественной войны.  На Стене  скорби выбиты фамилии 280 жителей села, не вернувшихся с полей сражений.         Идея возведения мемориала появилась ещё в 1985 г. Но открыли его спустя 25 лет, в канун 65 – ой годовщины Победы. Деньги на строительство собирали всем районом. За два года на него потратили около 600 тысяч рублей. В рядах неравнодушных оказались узбеки, украинцы, азербайджанцы и русские. Инициативу жителей района поддержал глава региона Олег Королёв.       В день открытия мемориала 5мая 2010 г. в с. Стрелец привезли землю с тех  мест , где воевали земляки: городов – героев Москвы и Ленинграда,  Прохоровского поля.          Мемориал памяти – это целая композиция. Стена скорби, вечный огонь, православная звонница и памятник девушке с каской в руке и склонённой  в знак скорби головой.      Имена тех, кто не вернулся с войны, краеведы начали собирать ещё в 60-х г.г. Но о многих пропавших без вести стрельчанах до сих пор ничего неизвестно. Для них на Стене скорби оставили место.                                 К нам ,нашей Славы неусыпным стражам, Взывает наше прошлое, веля, Чтоб на заржавленном железе вражьем И впредь стояла Русская земля!     6.     Прощёный колодец.            За селом, на берегу речушки Свишенки, есть святой источник, именуемый в народе Прощёным колодцем. Говорят, этому роднику уже много сотен лет и что его появлению предшествовало  самое настоящее чудо. Однажды, один их местных пастухов нашёл  в этом месте икону Богородицы. Обрадовавшись такой удаче, он отнёс чудесную находку к себе в дом. Но, проснувшись поутру, он её не обнаружил в святом углу. Оказалось, что икона вновь появилась в овраге, на прежнем месте. Пастух в этот раз её не тронул и чуть позже в овражке забил родник, о котором вскоре узнали во всей округе. Вода в этом источнике была целебная и хранилась очень долго, не теряя своего вкуса и целительной силы       Вполне вероятно, бывали у источника братья Жемчужниковы, создатели образа Козьмы Пруткова, может быть, посещал его и Иван Бунин..        В 1823 г. на этом чудесном месте была сооружена часовня в честь Пресвятой Богородицы. Но, к сожалению, она не сохранилась.       В 2006 г. здесь силами местного жителя Ф.Н.Трубицына установлена часовенка в честь святой Божией Матери Марии  и всех икон её. Внутри часовни лежит ежедневник, в котором посетители из разных уголков России, Ближнего Зарубежья, близлежащих сёл и деревень оставляют свои отзывы и пишут о своих впечатлениях, выражают сердечную благодарность всем тем, кто принял участие в создании этой часовенки и ей благоустройстве. Многие привозят в дар свои иконки. Их уже целый иконостас. Приезжайте на Прощёный колодец, попейте святой воды и ощутите прилив бодрости, радость человеческой жизни, которая даётся нам один раз.    

Яндекс.Метрика