Электроника

Урок "Государство и граждане"

Тема урока :   Государство и граждане.

Цель урока:   дать представление учащимся о государстве и о том, что   

                        значит быть гражданином своей страны.

Задачи урока: обучающая: выяснить, почему защита Отечества является

                        важнейшей функцией государства; познакомить с понятиями:

                       «гражданин», «патриот»; с государственными символами России;

                        развивающая: развивать  познавательный интерес к истории своей

                        страны; способствовать формированию навыков критического

                        мышления;

                        воспитательная: воспитывать патриотизм и гражданственность,

                        чувство гордости за своё Отечество;

 

Форма урока:урок проблемных поисков;

     

Новые термины:гражданин, патриот, вступление в гражданство;

 

Предварительная подготовка учащихся: подготовка проекта: «И пусть орёл расправит гордо крылья»; стихотворение А. Миронова « И я горжусь тобой, Отечество!», сообщение о государственном гимне РФ.

 

Оборудование для урока: мультимедийный проектор, презентация, материалы ФЗ «О гражданстве РФ»; Конституция РФ; видеоролик «Русский характер».

 

Ход урока.

 

I.                   1.Организационный момент.(Проверка наличия учебного материала)


      Однажды к Конфуцию пришёл ученик и спросил: 
— Каковы основные характеристики хорошего государства? 
— Еда, оружие и доверие народа, — ответил Конфуций. 
— А если представить, что тебя попросили пожертвовать одним из них, что бы было? 
— Оружие. 
— А если пришлось бы отказаться и от второго? 
— Еда. 
— Но без пищи народ бы умер! 
— С незапамятных времён смерть была участью человеческих существ. Но народ, не доверяющий своему государству и  правительству, действительно пропадёт.

- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

 

II.               Актуализация знаний.

1.     Самоопределение к деятельности.

Работа по составлению кластера «Признаки государства и функции государства».

- Что такое государство?

(На партах раздаточный материал, где перепутаны признаки и функции государства, необходимо составить два кластера:

Суверенитет, защита общественного порядка, единая территория, налоги, сотрудничество с другими государствами, наличие верховной власти, обеспечение внешней безопасности, законотворческая деятельность, гражданство)

2.Постановка проблемного задания.

- А теперь, если бы вам предложили выбрать самую важную функцию государства, какую бы вы выбрали? Почему?

 

3.Сообщение темы  и задач урока.

(запись темы и плана урока в тетрадях)

Сегодня на уроке мы должны выяснить:

1.     Почему защита Отечества является главной функцией государства?

2.     Кого можно назвать гражданином и патриотом страны?

3.     Как можно стать гражданином России?

4.     Зачем нужно знать символы своей страны?

- Для  этого нам необходимо  найти ответы на следующие вопросы:

-  Кого мы называем гражданином?

- Кто такой патриот? (записи в тетрадях)

 

5.     Просмотр видеоролика « Русский характер».

 - Можно ли  героев видеоролика назвать гражданами и патриотами?

-   Вспомните, в каких случаях ещё человек может испытывать чувство патриотизма? (спортивные победы наших спортсменов, международные конкурсы и фестивали, победы в войнах и т.д.)

Вывод: Самое главное – защита и сохранение человеческих жизней.

К сожалению, не каждое государство выполняет эту ответственную миссию.

 

6.     Как можно стать гражданином России? (приём драматизации)

Учитель: Недавно я стала свидетелем разговора двух девочек. Давайте послушаем, о чём  идёт речь.

1 девочка: Мы с мамой каждый день смотрим телевизор и видим,  что увеличивается поток беженцев из Украины в нашу страну. Это женщины, старики, дети.  Как же их жалко! Даже подумать страшно, что им довелось пережить!

2 девочка:Да. Они есть и у нас в районе, и в нашем посёлке. А как же они будут здесь жить? Ведь у них нет ни документов, ни денег, ни жилья?

1 девочка:  Я слышала они говорили о том, что хотят стать гражданами России.

2 девочка:А это возможно?

1 девочка:Не знаю.

Учитель:  Попробуем ответить на этот вопрос и обратимся к «Закону о гражданстве РФ».

7.     Работа с текстом «Закона о гражданстве РФ».

 

Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации;

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации;

2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации  в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

д) владеют русским языком;

 

2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом "а" части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:


б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом. 

 

Вопросы к тексту:

-  Как  приобретается гражданство РФ?

- Как ребёнок может стать гражданином РФ?

- При каких условиях иностранные граждане могут  приобрести гражданство РФ?

- На каких основаниях сокращается срок проживания на территории РФ до одного года?

Вывод: Что же мы ответим девочкам?

 

8.     Зачем нужно знать символы своей страны?

1.     Исследовательский проект «И пусть орёл расправит гордо крылья»

2.     Стихотворение «И я горжусь тобой Отечество!»

3.     Сообщение о российском гимне.

4.    

Вывод: Зачем же нам нужно знать символы своей страны?

 

9.     Рефлексия.

Разгадывание кроссворда.

 

1.     Человек, любящий свою Родину.

2.     Бело – красно – синий Российский…..

3.     Глава нашего государства.

4.     Независимость государства.

5.     Человек, проживающий на территории государства, имеющий права и исполняющий обязанности.

6.     Страна, имеющая единую территорию, органы верховной власти.

7.     Торжественная песнь.

8.     На нём изображён орёл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

г

и

м

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

г

е

р

б

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ф

 

3

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

п

 

в

 

 

 

 

 

 

 

1

п

а

т

р

и

о

т

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з

 

 

 

 

 

4

с

у

в

е

р

е

н

и

т

е

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

5

г

р

а

ж

д

а

н

и

н

 

 

 

 

Яндекс.Метрика